^Вверх
foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Государственное учреждение образования «Ясли-сад №70 г. Гомеля»

https://www.genderperspectives.by/obshchenatsionalnaya-goryachaya-liniya-dlya-postradavshikh-ot-domashnego-nasiliya  - общенациональная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия

 

Уголок педагога - психолога

 

Семья и учреждение образования – два важнейших института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Современная семья, родители, воспитывающие детей, испытывают целый ряд социальных и психологических проблем, с которыми зачастую не могут самостоятельно справиться, в связи с этим семье необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь.

Сегодня понятие «социально опасное положение» вызывает много дискуссий, а многие родители выражают свое несогласие по вопросу постановки семьи на данный вид учета. 

Для начала необходимо разобраться в значении понятия «социально опасное положение». Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,– лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья. (Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31.05.2003 г. № 200-З). 

В постановлении Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите» приводятся критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних. 

Всего этих критериев шесть, каждый из критериев содержит ряд показателей. В соответствии с первым критерием ребёнок может быть признан находящимся в социально опасном положении, если он воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка.  Показателями данного критерия являются: уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, если родители не заботятся о здоровье детей, их нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью); если имеют место факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома. 

Согласно второму критерию, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении, если он воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами.  Сюда относится принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм; вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение; незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку; запрещение ребенку посещать учреждение образования; систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия. 

К третьему критерию социально опасного положения относится ситуация, когда несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер). К примеру, приобщают ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ; родители ведут аморальный образ жизни родителей (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.), а также если родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3 (часть вторая), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. 

Также критерием социально опасного положения является жестокое обращение с несовершеннолетним в семье. Сюда относится и физическое насилие, и сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего, и психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму). 

Несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении, если совершает правонарушения и иные антиобщественные действия. Показателями в данном случае выступают: рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, бродяжничество несовершеннолетнего; если несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.

И, наконец, шестой критерий подразумевает под собой ситуацию, когда несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации. А именно: проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера; социальная изоляция несовершеннолетнего; негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов; жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых; несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания; а также если несовершеннолетний пострадал в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.

Выявление  детей,  оказавшихся  в  неблагополучной  ситуации, осуществляется  в  пределах  компетенции  работниками  субъектов профилактики  семейного  неблагополучия:

педагогическими  работниками  – в ходе образовательного процесса; в  ходе  изучения  особенностей  семейного  воспитания  обучающихся;  при проведении бесед с обучающимися и их законными представителями; при получении  информации  в  отношении  несовершеннолетних  от  третьих лиц;

медицинскими  работниками:  при  проведении  патронажа медицинского  работника  к  несовершеннолетним;  при  посещении несовершеннолетними  и  их  законными  представителями  учреждений здравоохранения;  при  вызове  врача  на  дом  к  ребенку  или  к  законным представителям  ребенка,  в  том  числе  при  выездах  скорой  медицинской помощи; при постановке женщин на  учет по беременности  (наблюдении за беременной) и в других случаях;

сотрудники  органов  внутренних  дел  –  при  совершении противоправных  действий  гражданами;  при  проведении  с несовершеннолетними  индивидуальной  профилактической  работы,  в  том числе при посещении семей на дому; при рассмотрении в установленном порядке  заявлений  и  обращений  граждан  о  необеспечении  законными представителями несовершеннолетних прав и законных интересов детей;

специалистами органов по  труду,  занятости и социальной  защите и учреждений  социального  обслуживания  населения  –  при  оказании социальных услуг в учреждениях социального обслуживания населения и на  дому;  при  назначении  государственных  пособий  и  пенсий, государственной адресной социальной помощи, оказании гуманитарной и других  видов  помощи,  в  ходе обследования материально-бытового положения граждан (семей).

В отделе  образования,  спорта  и  туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля  ведется  «Журнал  учета информации  о  несовершеннолетних,  оказавшихся  в  неблагополучной ситуации, полученной из государственных органов, иных организаций, от граждан», где фиксируются все поступающие сообщения о семейном неблагополучии несовершеннолетних детей, проживающих в Новобелицком районе г.Гомеля. 

Каждое поступившее сообщение отрабатывается специалистами учреждений образования, осуществляется обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в отношении которых поступила информация, а также проводится социальное расследование ситуации в семье. Одной из главных целей при проведении социального расследования является комплексное изучение ситуации в семье, которое проводится  с привлечением субъектов профилактики семейного неблагополучия. Факт проведения социального расследования ситуации в семье еще не означает, что несовершеннолетний обязательно будет признан находящимся в СОП. Только когда собрана и проанализирована информация от разных источников при подтверждении фактов семейного неблагополучия, на совете учреждения образования по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо на педагогическом совете учреждения образования рассматривается вопрос о целесообразности признания ребенка находящимся в социально опасном положении, выносится соответствующее решение путем голосования.

В случае, если несовершеннолетний признается находящимся в СОП, для работы с семьей разрабатывается индивидуальный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего (далее – план), мероприятия которого направлены на оказание помощи семье и содействие нормализации ситуации в семье. Стоит отметить, что мероприятия данного плана носят межведомственный характер, т.е. к работе по оказанию помощи семье привлекаются различные субъекты профилактики в зависимости от тех показателей и причин, на основании которых несовершеннолетний был признан находящимся в СОП. Специалистами учреждений образования ежемесячно анализируется выполнение плана и рассматривается динамика ситуации в семье. При положительной динамике ситуации в семье, если ситуация в семье нормализовалась, несовершеннолетнего снимают с данного вида учета. В случае, если динамика ситуации в семье ухудшается, если имеется угроза жизни и здоровью ребенка, несовершеннолетний признается нуждающимся в государственной защите, помещается на государственное обеспечение, а родители становятся обязанными лицами и возмещают расходы, затраченные государством на содержание детей. Однако это крайняя мера, и работа всех субъектов профилактики направлена в первую очередь на избежание этой меры, чтобы ребенок мог расти и воспитываться в своей семье.

Если у вас имеется информация о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации вы можете сообщить об этом в отдел образования, спорта и туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля по телефонам 37-30-91, 36-42-95.

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о действующих службах, оказывающих социальную и психологическую помощь в кризисных состояниях,

в т.ч. экстренную психологическую помощь.

 

Режим работы: круглосуточно

Республиканская телефонная «горячая линия» по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию.

8 801 100 16 11

«Телефон доверия» Гомельского городского центра социального обслуживания семьи и детей.

170

«Телефон доверия»  учреждения «Гомельская областная клиническая психиатрическая больница»

8-0232-31-51-61

 

 

 

График работы открытой приемной «Все о правах детей»

 

 

 

Дата

Время

Место проведения

Ответственные

2 вторник месяца

14.00-16.00

Отдел образования, спорта у туризма администрации Новобелицкого района г.Гомеля кабинет 1-2

Отдел образования, НОВД, КДН, ГУО «ГГДКП» филиал № 2,

иныесубъекты профилактики по мере необходимости

 

 

ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители -  самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный  для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. 

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Сказав так:

подумайте о последствиях

и вовремя исправьтесь

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…".

Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению.

"Будь собой, у каждого  в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!"

Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

"Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик, пискля!"

Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение.

"Поплачь, будет легче…".

"Вот дурашка, всё готов раздать…".

Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм.

"Молодец, что делишься с другими!".

"Не твоего ума дело!".

Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями.

"А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама)…".

Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя

"Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать, неумейка!".

Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению.

"Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".

"Не кричи так, оглохнешь!"

Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

"Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".

"Неряха, грязнуля!".

Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей.

"Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике).

Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола.

"Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!".

Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей.

"Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".

"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!"

Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным  случаям, подозрительность, пессимизм.

"Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".

"Уйди с глаз моих, встань в угол!"

Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

"Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"

"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!".

Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя.

"Давай немного оставим папе (маме) ит.д."

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!"

Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги.

"На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!".

Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях.

"Как ты мне нравишься!".

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!".

Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

"Смелее, ты всё можешь сам!".

"Всегда ты не вовремя подожди…".

Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение.

"Давай, я тебе помогу!"

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!".

Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности.

"Держи себя в руках, уважай людей!".

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Как часто вы говорите детям:

  • Я сейчас занят(а)…
  • Посмотри, что ты натворил!!!
  • Как всегда неправильно!
  • Когда же ты научишься!
  • Сколько раз тебе можно повторять!
  • Ты сведёшь меня с ума!
  • Что бы ты без меня делал!
  • Вечно ты во всё лезешь!
  • Уйди от меня!
  • Встань в угол!

Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

А эти слова ласкают душу ребёнка:

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали?!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами…!
  • Я помогу тебе…
  • Я радуюсь твоим успехам!
  • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
  • Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОМА

 

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенностями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. 
Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями
Ребенок должен знать информацию о себе: имя, фамилию, адрес и номер телефона.

Обозначьте для ребенка границу «свой - чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением.
Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет).
Для формирования более точного понимания того, кто является "своим” и "чужим” человеком, попросите изобразить на одном рисунке тех людей, кого они считают "своими” (мама, папа, бабушка и т. д.), а на другом рисунке – чужих, посторонних (продавца, прохожего и т. д.). Если ребёнок изобразил на первом рисунке, помимо членов семьи, кого-то еще, например: воспитателя, подругу мамы, друга – объясните, что такие люди называются "знакомыми”. Предложите нарисовать их на третьем рисунке. Не помешает провести несколько обучающих экспериментов, чтобы проверить усвоение этих правил. Например, мама или папа могут договориться со своим знакомым, которого ребенок не знает, чтобы он попробовал познакомиться с малышом, пригласить его пойти с собой. После эксперимента, конечно, нужно разобрать с ребенком его реакцию.
Если ребенок остается один дома: он должен четко понимать, что дверь нельзя открывать НИКОМУ, кроме мамы (папы, бабушки – оговорите круг лиц).

Предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:
- предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы);
- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);
- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

При возникновении пожара в отсутствии взрослых - ребенку важно знать следующее:
- не прятаться под стол, в шкаф или под кровать (пожарные могут сразу не заметить ребенка и могут не успеть его спасти);
- по возможности выбежать на балкон или выглянуть в окно и кричать о помощи.

 

 

 

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html